Вторник, 14.08.2018, 22:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Личный сайт учителя начальных классов

>
Погода
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Этнокультура как основа нравственного воспитания младших школьников

Раздел I. Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта

         Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым.

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому россиянину. Решая задачу «формирования общей культуры личности», прописанной в Законе об образовании, необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.

По данной проблеме автор опыта начала работать с 2005 года, когда дети только пришли в школу. Была проведена предварительная диагностика по сформированности нравственных качеств личности по следующим критериям: отношение к учёбе, отношение к труду, отношение к здоровью, отношение к другим, интерес к народной культуре.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

22,2%

50,1%

26,8%

По результатам диагностики можно проследить, что нравственные качества у учащихся в тот период не достаточно развиты.      

В связи с этим основной задачей классного руководителя автор считает содействие гармоничному развитию нравственных задатков детей для последующей самореализации личности в обществе. Решению этой задачи способствует использование в работе опыта предыдущих поколений, накопленного веками. Кроме того, с 2008 года воспитательная работа в лицее проходит в режиме эксперимента «Этнокультурные ценности Белгородчины как основа формирования социально-активной личности школьников», одной из задач которого является приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе культуры своего Отечества, народа, родного края.

          Желание показать младшим школьникам красоту родного края, привить им любовь к родным местам, рассказать о богатых народных традициях и послужило началом становления данного опыта.

 

Актуальность опыта

         Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Воспитание сохраняет своё значение вне зависимости от экономических и других трудностей. Сегодня особенно важно обратиться к традициям, восстановить те нити, которые в прежние времена связывали старшее и младшее поколения, возродить преемственность. Необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу. Отказ от опоры на культуру родного народа в воспитательном процессе ведёт к бездуховности, в то время как сохранение народной культуры - это основа нравственного здоровья любого общества.

         Благодаря своей ёмкости народные традиции представляют интерес не только с историко-культурной, но и с педагогической и социальной точки зрения. Осмысление и освоение основ народной культуры, быта, традиций, их природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры будущего гражданина.

Формирование национального самосознания, осмысление ценности народной культуры невозможно без знания этнокультурных процессов, национальных аспектов, которые во многом воздействуют на русскую национальную культуру. В силу объективных и субъективных причин социального, духовного, экономического существования социума, сегодня встал вопрос о кардинальном изменении самой структуры духовного воспроизводства, в первую очередь в системе воспитания и развития подрастающего поколения.

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Системный подход к воспитанию учащихся позволяет сделать этот процесс более целенаправленным, управляемым и эффективным.

Сегодня нравственное воспитание нуждается в современном теоретическом осмыслении ее методологических основ, разработке целостного подхода к ним, оно вскрывает противоречие между разносторонним развивающим потенциалом этнокультурных традиций,  необходимостью целенаправленной, системной работы классного руководителя по развитию учащихся и недостаточной разработанностью вопроса создания воспитательной системы класса в педагогической практике.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Оленька (04.01.2012)
Просмотров: 1517 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Праздники дня